Pearl Jam - cиэтлский коллектив, уходящий корнями в музыку (и составы) таких групп, как Green River и Mother Love Bone. Pearl Jam сразу же стали знаменитыми благодаря своим динамичным концертам и тонкому коммерческому чутью к подбору материала.
История группы Pearl Jam
Для того, чтобы точнее представить причину возникновения Pearl Jam на музыкальной сцене, необходимо вернуться в Сиэтл образца середины 80-х. В то время гитарист Стоун Госсард (Stone Gossard) и басист Джефф Эймент (Jeff Ament) основали группу Green River с хардрокерским уклоном. Сейчас же многие считают этот коллектив основателями стиля "гранж". До того, как распасться, группа записала один EP и один лонг-плэй "Rehab Doll", выпущенные на небольшом сиэтлском лэйбле Sub Pop.
В конце 1988 года вышеупомянутая пара соединила свои усилия с барабанщиком Джеффом Тернером и вокалистом Эндрю Вудом (ранее певшим в Malfunkshun). Квартет назвался Mother Love Bone и стал исполнять музыку в стиле а ля блюз-хард-глэм-рок. В 1989-м группа разродилась миньоном "Shine" (Stardog), после чего приступила к записи дебютного альбома. Однако эта злополучная команда развалилась, когда, четырьмя неделями после выпуска их дебюта 1990-го "Apple", Вуд был найден мертвым от передозировки героина.
Смерть Вуда означала конец истории Mother Love Bone. Сначала Госсард занялся сольным проектом, записав кассету из трех инструментальных пьес, объединенных названием "Stone Gossard Demos 91". Затем произошло его знакомство с Майком Маккриди (Mike McCready), лидер-гитаристом группы Shadow. К тому моменту распавшейся, что позволило Госсарду, его старому приятелю Эйменту и Маккриди замутить новый вокально-инструментальный ансамбль. Пока никак не названный и имеющий вакантное место вокалиста.
Поиском певца занялся Госсард. Он раздавал демо-запись своей группы налево и направо, надеясь, что в конце концов она попадет в правильные руки. Что и произошло через одного из отцов-оснавателей Red Hot Chili Peppers Джека Айронса, передавшего ленту некоему Эдди Веддеру (Eddie Vedder, Эдвард Луи Северсен Второй). Веддер к тому времени баловался сочинением песен и их исполнением в команде Bad Radio и был известен как "самый застенчивый вокалист в Сан Диего". Веддер прослушал госсардовскую демку, немного поразмыслил и спустя несколько дней написал слова ко всем трем инструменталам, впоследствии вошедшим на первый альбом Pearl Jam "Ten" в качестве песен "Alive", "Once" и "Footsteps". После чего отослал запись, ныне известную как "Mamasan", обратно в Сиэтл.
Эймент и Госсард от услышанного пришли в неописуемый восторг. Они моментально вызвали Веддера на совместную репетицию, которая затянулась на 5 дней. На шестой ребята в качестве полноценной команды дали свой первый концерт. В то же время Веддер помогал Крису Корнеллу, лидеру сиэтлской группы Soundgarden, в осуществлении проекта памяти Энди Вуда. Корнелл сочинил несколько песен, которые были записаны при помощи новых друзей Веддера и увидели свет как альбом группы Temple Of The Dog.
После завершения работы с Корнеллом, Веддер, Маккриди, Эймент, Госсард и новый барабанщик по имени Дэйв Крузен (Dave Krusen) обозвали группу Mookie Blaylock (по имени любимого баскетболиста), заключили контракт с Epic Records и начали запись дебютного альбома. Который, у переименованной в Pearl Jam группы (Блейлоку не очень понравилось, что правами на его имя будет обладать не только он, но и какие-то музыканты), вышел в августе 1991 года. Кстати, его название - "Ten", т.е. "Десять" - просто напросто соответствует номеру, который был изображен на майке того самого баскетболиста.
Попав в десятку лучших альбомов, дебютный диск Pearl Jam завис там на несколько месяцев. Редкий меломан не ронял слезы, услышав печальную историю мальчонки по имени Джереми, героя одноименной песни. Видеоклип на композицию "Jeremy" получил статус "лучшего видео года на MTV". Интервью с музыкантами опубликовали практически все музыкальные издания. Только в Штатах тираж "Ten" составил девять миллионов копий.
Однако "Десятка" нравилась далеко не всем. На горизонте замаячила Nirvana, проповедовавшая жесткий революционный гранж. Лидер Nirvana Курт Кобейн назвал Pearl Jam "сборищем карьеристов", а их музыку - простым корпоративно-коммерческим роком, облаченным в гранжевый прикид.
Единодушное мнение высказывалось по поводу концертной состоятельности Pearl Jam. Журнал Spin, в частности, писал, что давненько на музыкальной сцене не ставились подобные эксперименты, насыщенные эмоциональной энергией. Веддер по манере выступления и степени влияния на зрителей сравнивался с Боно из U2. А его стэйдждайвинг в зал стал традиционным. К концу 1992 года Pearl Jam завершили восьмимесячные гастроли в поддержку "Ten". Веддер, Госсард и Эймент снялись в фильме Камерона Кроу "Singles" (прим. - там парни играют музыкантов группы Citizen Dick, главным заводилой в которой является герой Мэтта Дилона). Группа приняла участие в записи MTV-шной программы "Unplugged", а также зарыла топор войны с Nirvana. "Вообще-то Эдди - хороший парень" (К. Кобейн).
К моменту выхода альбома "Vs" (октябрь 1993-го) Pearl Jam обзавелись огромнейшей и преданнейшей армией фанатов. Причем Веддер заимел привычку отвечать на каждое письмо от поклонников и обнародовал номер своего домашнего телефона, по которому мог обратиться всякий страждущий. Поэтому нет ничего удивительного в том, что "Vs" в первый же день появления в музыкальных магазинах был распродан в количестве 350 000 экземпляров. И возглавил чарты. Новый материал записывался уже с новым барабанщиком Дэйвом Абруззисом (Dave Abbruzzese), пришедшим на замену Крузену.
В 1994 году произошло два драматических события, кардинально изменивших направление движения Pearl Jam. В апреле покончил с собой Курт Кобейн, процитировавший в предсмертной записке строчки из песни Нила Янга "My My, Hey Hey (Out of the Blue)" : "Лучше сгореть, чем раствориться..." Когда Веддер узнал о роковом выстреле Кобейна, он от отчаяния разгромил комнату в отеле, а неделю спустя появился в программе Saturday Night Live в футболке с буквой "К" на сердце. Эдди исполнил ту же самую песню Янга, но основной упор сделал на строчке "Рок-н-ролл никогда не умрет..." Запланированое ранее летнее турне Pearl Jam было отменено.
Другой причиной, побудившей группу отменить гастроли, стала начавшаяся битва с компанией Ticketmaster, монополистом федерального уровня, обладающим неограниченными правами на продажу концертных билетов. Понятным желанием Pearl Jam было установить по возможности самую низкую оплату для прохода фэнов на концерты группы. Однако цены устанавливают те, кто продает билеты. Т.е. Ticketmaster. А компания эта частенько завышала разумный предел, запрашивая с потенциальных зрителей от 60 до 150 долларов. В мае представители Pearl Jam направили официальный запрос в Министерство Юстиции США относительно правомочности деятелей из Ticketmaster. Сразу скажу, что позднее битва, длившаяся несколько лет, была группой проиграна.
К моменту выхода альбома "Vitalogy" (ноябрь`94) команда Эдди Веддера оказалась в глубоком кризисном состоянии. Ребята всерьез задумались о прекращении совместной деятельности. Веддер стал выступать с группой Hovercraft, Госсард основал независимую звукозаписывающую компанию, Маккриди в одной компании с Лэйном Стейли из Alice In Chains и прочими известными музыкантами принял участие в записи первого альбома проекта Mad Season.
Ситуация изменилась в лучшую сторону с приходом на пост барабанщика старого приятеля Госсарда - Джека Айронса (Jack Irons), заменившего ушедшего Абруззиса. Айронс, отличающийся оптимизмом и дружелюбием, помог ребятам преодолеть самих себя и погасить негативное отношение к окружающему миру.
24 июня 95-го года команда выступала на шоу в парке Золотые Ворота (Сан Франциско). После седьмой исполненной композиции Веддера буквально унесли со сцены с диагнозом "острое пищевое отравление". Pearl Jam закончили свое шоу с Нилом Янгом на вокале, что восторженно было принято зрителями. К тому моменту группа уже помогла записать Янгу альбом "Mirror Ball" и справилась со своей задачей, по словам Янга, великолепно. Впрочем, как и он со своей на том историческом концерте.
В октябре парни провели мини-турне по городам Солт Лейк Сити, Сан Хосе и Сан Диего. При этом каждое их выступление транслировалось в прямом эфире собственной (но пиратской ) радиостанции Monkeywrench Radio, слабый сигнал которой ловился как раз в районе этих мест.
Очередной виток популярности начался у Pearl Jam после выхода пластинки "No Code" (август `96). В то время еще продолжалась борьба группы с компанией Ticketmaster, благодаря усилиям которой основные концертные площадки Штатов бойкотировали выступления Веддера и Ко. Раскручивать новый материал приходилось, в основном, на радио- и телеканалах, а также в интервью печатным СМИ. Что не помешало фэнам в первую неделю после релиза раскупить около 370 тысяч экземпляров "No Code". По этому показателю группа стала чемпионом продаж 1996 года. Тогда же ребята провели успешное европейское турне.
Весь 97-ой Pearl Jam провели в работе над новым материалом, оформившемся в более хард-роковый, нежели гранжевый, альбом "Yield" (февраль 1998-го). Вездесущий Стоун Госсард одновременно умудрился поучаствовать в записи песен для второго диска своего побочного проекта Brad. Летом 98-го группа отправилась в турне (Айронса на барабанах сменил Мэтт Камерон (экс-"Soundgarden"), записи песен с которого стали основой для очередного альбома (первого "концертника" в ее истории) "Live On Two Legs", вышедшего в конце того же года.
Летом 1999 года популярность Pearl Jam подпрыгнула с выходом сингла с кавер-версией Уэйна Кочрана "Last kiss". Год 2000-й оказался экстраординарным для коллектива. В дополнение к новому студийному альбому "Binaural", группа и ее записывающая компания решили устроить конкуренцию бутлеггерам.
В сентябре они выпустили беспрецедентные 25 отдельных двойных альбомов живых концертов с их недавнего европейского тура. Пять из них попали в Топ 200 "Billboard". Pearl Jamустановили своеобразный рекорд, став первой группой, попавшей в чарты с пятью новыми альбомами в течение недели. Шестью месяцами позже группа продолжила свое начинание, выпустив еще кучу дисков, на сей раз документировавших их американский тур. Из них на первой неделе в чарты попали уже семь альбомов.
Cедьмой по счету студийный альбом последних из могикан знаменитой гранж-волны сиэтлского розлива дышит солидностью. По меткому замечанию газеты New Your Times "Pearl Jam стали квинтессенцией взрослой рок-группы" и с этим сложно не согласиться. Еще год назад за будущее Pearl Jam никто не дал бы и ломаного гроша - после трагического инцидента летом 2000 года во время выступления группы на датском фестивале Roskilde, когда в давке погибли 9 фэнов, Pearl Jam были близки к тому, чтобы прекратить существование. Эдди Веддер и компания приняли эту трагедию близко к сердцу, что нашло свое отражение в том числе и в одном из треков их нового альбома (“Love Boat Captain”). Первым синглом альбома стала блистательная песня “I Am Mine”. По словам барабанщика Мэтта Камерона, "в ней есть все, за что эта группу уважают фэны – глубокие слова, мощный хук и хорошее чувство мелодии". Гитарист Майк Маккриди, в свою очередь, считает, что "это типа позитивного утверждения того, что стоит делать в этой жизни. Ты появился на этот свет и когда-нибудь его покинешь, но между тем и этим ты волен делать то, что хочешь и иметь свое мнение обо всем". К лучшим трекам альбома нельзя также не отнести филосовскую балладу “Thumbing My Way”, бодрый номер “Green Disease” (чем-то неуловимо напоминающий их знаметитую “Rearviewmirror”), мощные рок-н-роллы “Save You” и “Get Right” и печальный гимн “All Or None”, закрывающий этот мудрый альбом.
Уже в декабре концертами в Австралии и Японии Pearl Jam начнут свое мировое турне в поддержку альбома. Как и в случае с предыдущим Binaural-туром, когда 72 концерта(!) были записаны с звукорежисерского пульта и вышли на компакт-дисках, группа и на этот раз планирует делать подобные записи. А ближайшей весной вполне вероятно появление еще и альбома редкостей Pearl Jam.